Курсы повышения квалификации

практики обучения

Проблемы несовпадения коллективной и индивидуальной (коммуникативной) памяти; личностное самоопределение учащихся в пространстве сосуществования разных проектов памяти.

1. Возьмите интервью у "детей войны", продумав вопросы и содержание вашей беседы. Обратите внимание на то, что и как вспоминают о военном детстве пожилые люди. Почему воспоминания каждого человека особенные?

Если нет возможности для личного общения, школьникам можно рекомендовать обратиться к материалам книги Л.Улицкой, "собранной из воспоминаний разных людей, наших современников».


2. История Второй мировой войны неизбежно уходит в прошлое. Катастрофы и конфликты начала XXI в. превосходят масштабы жертв и разрушений военных конфликтов середины прошлого столетия. Какие проблемы, сюжеты и уроки Второй мировой войны, по вашему мнению, должны остаться в современных школьных учебниках? Составьте развёрнутый план главы, посвящённой событиям 1939-1945 гг. Подумайте, для кого вы готовите свой учебник: для школьников Беларуси? для учеников из стран, воевавших в составе антигитлеровской коалиции? для всего человечества?

практики обучения

Ориентация на раскрытие ключевых вопросов темы или урока. Приглашение школьников к участию в новых для них коммеморативных практиках.

1. Расскажите о наиболее интересных, с вашей точки зрения, памятниках и мемориалах Великой Отечественной и Второй мировой войн в вашем городе/крае. Когда они были установлены? В каком состоянии они находятся сейчас? Кто и как их охраняет или, наоборот, грозит им уничтожением?

2. Какие даты и юбилеи Второй мировой войны празднуют в современном мире? Есть ли в календарях народов мира дни, объединяющие всех людей мира в память о трагедии и жертвах Второй мировой войны? Как и когда человечество могло бы отмечать День памяти о величайшей катастрофе XX века?..

практики обучения

Подводит учащихся к анализу причин создания, переосмысления, утраты, забвения или замены одних объектов другими

1. О чём, на ваш взгляд, свидетельствовал тот факт, что в докладе, посвящённом десятилетию Победы (1955 г.), на торжественном заседании руководителей коммунистической партии и Советского государства имя Сталина прозвучало только один раз, и то после подчеркивания заслуг действующих руководителей (И.С.Хрущёва, К.Е.Ворошилова, Л.М.Кагановича и др.)?

2. При Л.И.Брежневе официальное отношение к войне и памяти о Победе приобрело принципиально иную окраску, а статус праздника изменился до неузнаваемости. В честь двадцатилетия Победы (1965 г.) была выпущена юбилейная рублевая монета, утверждено почетное звание "город-герой", у Кремлёвской стены сооружён мемориал и зажжён Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата, на Красной площади состоялся Парад Победы, по всей стране была обьявлена Минута молчания. В СССР началось активное сооружение мемориальных комплексов в память о погибших в Великой Отечественной войне. Как вы думаете, почему официальная политика памяти в эти годы существенно изменилась?
Памятники Великой Отечественной ВойНы В Беларуси