Всесторонний анализ визуального источника
Направление (аспект) работы с визуальным источником | Содержание работы |
---|---|
Описание | Полный визуальный охват представленного изображения с описанием деталей (возможно, по памяти, после того, как картина была рассмотрена). Учащиеся называют представленные на изображении объекты, людей и т. д., находят и расшифровывают находящиеся на картине символы и знаки, распределяют иллюстрированную структуру (сооружения, изображённые люди, цветовое оформление). Вопросы к учащимся:
|
Исторический анализ | Учащиеся должны дать ответы примерно на следующие вопросы: · Какие важные исторические факты получили отражение в источнике? Какие детали изображения помогли вам ответить на этот вопрос? · Был ли автор свидетелем происходящих событий? Как источник помогает ответить на этот вопрос?
|
Интерпретация источника | Устанавливают намерения автора (художника, заказчика). Оценивают воздействие картины на современников. 1) Какую цель ставил автор, создавая изображение (выразить себя, информировать, спорить, защитить, выступить против, убедить и т.д.)? 2) Какие детали изображения подтверждают вашу точку зрения? 3) Какие приёмы использовал автор, чтобы достичь своей цели? Насколько это ему удалось? |
Оценка источника | Учащиеся оценивают важность картины для того времени, когда она была создана и, кроме того, оценивают её с точки зрения сегодняшнего исторического знания. 1) На какие исторические вопросы помогает ответить источник (ценность источника) 2) На какие вопросы источник не в состоянии ответить (ограниченность источника)? Почему? 3) Какова степень достоверности источника? 4) Насколько полезен для историка данный источник? |
Используя данный алгоритм и интерпретируя его для разных визуальных источников, мы сможем нацелить учащихся в первую очередь на эмоционально-образное восприятие изображения, а потом уже на всесторонний анализ данного изображения.
•Кто из героев кинофрагмента, на ваш взгляд является положительным персонажем, а кто отрицательным? Почему у вас сложилось такое мнение
•Как вы думаете, присутствуют ли в кинофрагменте реальные исторические персонажи? Кого из показанных героев вы бы отнесли к реальным историческим персонажам?
•Какие кинематографические приёмы (камера, монтаж, музыка) использовал режиссёр фильма, чтобы показал» своё отношение к происходящимсобытиям?
•Как вы думаете, насколько правдиво изображены события в кинофрагменте?
Обоснуйте свою точку зрения
При анализе памятника следует обращать внимание учащихся на:
- его символы и символические формы
* инсценировку (Какова история, которую рассказывает памятник? Что и кому он говорит? О чём (ком) напоминает памятник? О чём (ком), наоборот, "забывает" (или следует ли о нём забывать)?);* контекст, в котором памятник рассказывает о событии и (или) личности;
- функцию в социокультурном пространстве (Какую функцию выполняет памятник в общественном пространстве? К каким действиям призывает?);
- динамику исторической памяти (Через какие преобразования прошёл памятник? Изменилось ли со временем его предназначение?);
- смысловые значения (имеет ли памятник всего одно значение? Можем ли мы выявить у него другие смысловые пласты?);
- его функцию в социальной памяти (кто должен вспоминать об этом событии (деятеле)? В какой форме нужно вспоминать об этом? Какие ценности должны быть связаны с памятником?).