Галина Свентуховская
  • Appreciate
  • 96.1 0 8
  • netboard.me
  • Language
    • English
    • Français
    • Deutsch
    • Italiano
    • Español
    • Русский
    • Show as columns
    • Mobile version
    • Login or Sign Up
Методика преподавания
Мои контакты:
galvic1982@gmail.com
https://vk.com/uchilka_gala
https://t.me/GalVicS
https://www.facebook.com/Galina.Sventukhovska/
https://www.instagram.com/galvic_history
Выберите нужную вкладку
  • Урок
  • Образы и визуал
  • при изучении культуры
  • Памятки
  • Интерактив и группы
  • Сервисы и литература
  • Полезные ссылки
  • Об авторе. Разное

Всесторонний анализ визуального источника

Направление (аспект) работы с визуальным источником

Содержание работы

Описание

Полный визуальный охват представленного изображения с описанием деталей (возможно, по памяти, после того, как картина была рассмотрена).

Учащиеся называют представленные на изображении объекты, людей и т. д., находят и расшифровывают находящиеся на картине символы и знаки, распределяют иллюстрированную структуру (сооружения, изображённые люди, цветовое оформление).

Вопросы к учащимся:

  • Что это за источник (картина, фото, плакат и т.д.)
  • Какое впечатление произвело на вас изображение
  • Каким образом картина связана с исторической тематикой?

Исторический анализ

Учащиеся должны дать ответы примерно на следующие вопросы:

· Какие важные исторические факты получили отражение в источнике? Какие детали изображения помогли вам ответить на этот вопрос?

· Был ли автор свидетелем происходящих событий? Как источник помогает ответить на этот вопрос?

  • Каково отношение автора к изображённым событиям? Какие детали помогли вам это понять?

Интерпретация источника

Устанавливают намерения автора (художника, заказчика).

Оценивают воздействие картины на современников.

1) Какую цель ставил автор, создавая изображение (выразить себя, информировать, спорить, защитить, выступить против, убедить и т.д.)?

2) Какие детали изображения подтверждают вашу точку зрения?

3) Какие приёмы использовал автор, чтобы достичь своей цели? Насколько это ему удалось?

Оценка источника

Учащиеся оценивают важность картины для того времени, когда она была создана и, кроме того, оценивают её с точки зрения сегодняшнего исторического знания.

1) На какие исторические вопросы помогает ответить источник (ценность источника)

2) На какие вопросы источник не в состоянии ответить (ограниченность источника)? Почему?

3) Какова степень достоверности источника?

4) Насколько полезен для историка данный источник?

Используя данный алгоритм и интерпретируя его для разных визуальных источников, мы сможем нацелить учащихся в первую очередь на эмоционально-образное восприятие изображения, а потом уже на всесторонний анализ данного изображения.

Методика работы с кинофрагментом

•Кратко опишите, что вы увидели в кинофрагменте.•Определите, к какому жанру кино относится кинофрагмент (документальное, художественное, любительская съёмка, постановочный фильм). Аргументируйте свою точку зрения •Какое название вы бы дали этому кинофрагменту?
•К какому времени относятся события кинофрагмента? По каким факторам вы это определили?

•Кто из героев кинофрагмента, на ваш взгляд является положительным персонажем, а кто отрицательным? Почему у вас сложилось такое мнение

•Как вы думаете, присутствуют ли в кинофрагменте реальные исторические персонажи? Кого из показанных героев вы бы отнесли к реальным историческим персонажам?

•Какие кинематографические приёмы (камера, монтаж, музыка) использовал режиссёр фильма, чтобы показал» своё отношение к происходящим

событиям?

•Как вы думаете, насколько правдиво изображены события в кинофрагменте?

Обоснуйте свою точку зрения

Виды деятельности учащихся с визуальными источниками

Задания на извлечение информации из источника и её обработку

1) Установите тип источника (провести идентификацию). Например: дайте характеристику историческому источнику. 2) Выделите самые важные для понимания исторического события детали изображения. Например: на основании карикатуры сделайте вывод о том, каким последствием реформы 1861 г. было недовольно крестьянство. Какие элементы изображения свидетельствуют об этом? 3) Составить вопросы к источнику. 4) Придумать или угадать название источника. Рассказать о событиях, используя источник. 5) Составить характеристику исторического деятеля на основе источника. 6) Использовать источник для доказательства или опровержения определённой идеи, тезиса и т.д. Например: используя карикатуру, докажите, что крестьянство было недовольно результатами реформы 1861 г. 7) Отобрать визуальные источники по проблеме. Например: подготовьте виртуальную экскурсию по древним Афинам.

Задания на сравнение и оценку источников

1) Сравнить изображение одного и того же события в разных источниках. 2) Сравнить отношение авторов источников к происходящим событиям. 3) Проанализировать несколько источников для выявления специфики исторического процесса. 4) Дайте оценку событию, процессу, исторической личности, используя информацию источника. 5) Оценить достоверность и надёжность графического изображения как исторического источника.

Творческие задания

1) Персонифицировать изображение. Например: представьте и опишите, как отнесётся к плакату «Вся власть Советам!» владелец свечного завода в Самаре. Объясните его мотивы. 2) Инсценировать изображение. Например: составьте диалог от лица персонажей картины и инсценируйте его. 3) Использовать сопоставительный анализ источников для решения исторической проблемы. 4) Выявить альтернативы исторического развития, используя источники. 5) Прогнозировать тенденцию и динамику развития процессов, их последствия. Например: используя картины И.Е. Репина как исторический источник, определите судьбу движения народников. 6) Сопоставлять различные источники для построения и проверки версии события. 7) Использовать графические источники как аргумент в дискуссии. 8) Написать творческую работу (эссе, мини-исследование) на материалах источников.

Методика мультисенсорного восприятия картины

(Ульрих Майер, Маркус Бернхардт, по материалам семинара «Горизонты времени – история для будущего», институт им. Гёте в Минске, октябрь 2011 г.) предполагает ответ учащихся на следующие вопросы: 1. Что я вижу на картине (внешние признаки, одно-два предложение)? 2. Что я спрашиваю у себя, глядя на картину? 3. Я опасаюсь, что… 4. Я надеюсь, что… 5. Я чувствую … 6. Я слышу … 7. Я ощущаю запах… 8. Когда и где это произошло? 9. Что произошло дальше?

«Оживление картины»

Технологически данный прием предполагает описание репродукции художественной картины по следующему плану: 1) Люди, кто они? Охарактеризуйте их. Их отношение друг к другу. 2) Сюжет картины. Что происходит? 3) Знаки и символы. Точное описание того, что происходит, часто строится на толковании знаков и символов, причём не только в буквальном смысле, но также и на интерпретации выражений лица, движений, жестов, расположения людей на картине. 4) Формы и линии. Какие линии доминируют? Вертикальные, горизонтальные, диагональные? 5) Движения. Обратите внимание на контрасты: застывшие позы, движения вверх, вниз. 6) Цвета и цветовые эффекты. Какие части картины выделены особым светом, контрастами? 7) Композиция. Всё ли гармонично на картине? Если «да», то как это достигнуто? 8) Каково отношение художника к картине? Входило ли в намерение художника в чём-то убедить людей, разочаровать их, произвести впечатление? 9) Придумайте связный текст. «Оживите» событие по картине.

Анализ памятника


При анализе памятника следует обращать внимание учащихся на:

- его символы и символические формы

* инсценировку (Какова история, которую рассказывает памятник? Что и кому он говорит? О чём (ком) напоминает памятник? О чём (ком), наоборот, "забывает" (или следует ли о нём забывать)?);

* контекст, в котором памятник рассказывает о событии и (или) личности; - функцию в социокультурном пространстве (Какую функцию выполняет памятник в общественном пространстве? К каким действиям призывает?); - динамику исторической памяти (Через какие преобразования прошёл памятник? Изменилось ли со временем его предназначение?); - смысловые значения (имеет ли памятник всего одно значение? Можем ли мы выявить у него другие смысловые пласты?); - его функцию в социальной памяти (кто должен вспоминать об этом событии (деятеле)? В какой форме нужно вспоминать об этом? Какие ценности должны быть связаны с памятником?).

Login or Sign Up

Login

Sign Up

Forgot your password?
Username is taken
Username is free

Forgot password?

Enter your email and we'll send you reset instructions

Back to login
Network
My requests
  • You don't have any notifications
  • You have no active requests

Please introduce yourself to proceed

Cancel

My Uploads

  • Images
  • Documents
Cancel

Score:

Embed HTML

Many sites and online services, like Google Maps, suggest HTML code (usually iframes) to embed widgets and content on your page.
You can add such HTML widgets in your quizzes.

Please note:
  • In case pasted code is not just iframe tag it will be wrapped into HTTPS iframe.
  • Only HTTPS sources for iframes, styles and javascript links are supported.
  • Non-HTTPS sources will be blocked by the browser and won't behave properly.
HTML
PREVIEW
SIZE
100%
Cancel